среда05 февраля 2025
segodnya.org.ua

Препятствия к жизни без насилия: почему трудно разорвать отношения с обидчиком.

Психолог поделилась основными препятствиями, которые мешают людям покинуть насильственные отношения. Эксперт также рассказала о том, как правильно взаимодействовать с жертвами и куда следует обращаться за поддержкой.
Препятствия к жизни без насилия: почему трудно разорвать отношения с обидчиком.

Безусловное принятие и любовь в семье — это основные потребности каждого человека. В то время как в отношениях, где присутствует насилие, эти потребности не только игнорируются, но и активно подавляются. Обидчик или обидчица систематически разрушает самооценку партнера, нарушает его личные границы, влияет на эмоциональное состояние и даже создает угрозу для здоровья и жизни.

О причинах, по которым люди могут игнорировать свои потребности в принятии и любви, а также о том, почему они годами терпят насилие со стороны партнера, и как можно помочь человеку преодолеть этот круг насилия, рассказала журналисту УНН психолог, специалист мобильной бригады социально-психологической помощи Елена Надточий.

И. ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ, ПОЧЕМУ ЛЮДИ НЕ ОБРАЩАЮТСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ

Стыд и чувство вины

Первой причиной, по которой пострадавший не обращается за помощью, специалист называет отсутствие внутренней опоры. У человека, который долгое время находится в насильственных отношениях, занижена самооценка (искаженное восприятие своей ценности). Партнер-абьюзер, постоянно критикуя, вызывает у него чувство стыда и вины.

"Ни стыд, ни чувство вины в абьюзивных отношениях не являются объективными. Мы отвечаем только за свои слова и поступки. Но именно пострадавший не делает выбор: бить или не бить, унижать или не унижать — это полностью ответственность обидчика", — объясняет Надточий.

По ее словам, когда партнер с большими психологическими ресурсами систематически критикует и указывает на недостатки другой стороны, это может заставить человека поверить, что он сам спровоцировал насилие и "заслуживает" такого отношения. Обидчики часто акцентируют внимание на "эмоциональности" другого.

"Типичные фразы могут звучать так: 'это ты ведешь себя неадекватно', 'это ты слишком эмоциональна/-ый'. При этом обидчик может вовсе не демонстрировать эмоции, а просто прийти и ударить", — комментирует Надточий.

Специалист отмечает, что взаимные обвинения и отсутствие принятия могут быть следствием недавно пережитых травм (например, вызванных войной).

"Когда мужчина или женщина возвращается из зоны боевых действий с определенными психологическими проблемами, даже в семьях, где были хорошие отношения, общение заметно меняется. Поэтому, когда мы говорим о самоценности — это безусловное принятие человека, его темной и светлой стороны, так как они есть у всех. То, что мы называем 'негативными чертами личности', — это очень субъективная категория. Для кого-то это может быть 'негативной стороной', а для другого — 'изюминкой'. Поэтому это всегда о диалоге", — говорит психолог.

Image

Стигматизация человека, страдающего от насилия

Во многих обществах, культурах и менталитетах насилие рассматривается как "семейное дело". В частности, в Украине до сих пор существует так называемая культура невмешательства. Это приводит к тому, что пострадавший может годами терпеть насилие, опасаясь общественного осуждения за "разрушение семьи".

"Наибольшее воздействие оказывает осуждение со стороны близких. Часто члены семьи, соседи и знакомые негативно относятся к разводам, особенно если у супругов есть дети. Женщина, которая хочет развестись, может стать объектом осуждения и стигматизации", — объясняет Надточий.

Специалист добавляет, что многие женщины боятся, что не смогут обеспечить себя и своих детей. При этом часть из них работает и иногда даже содержат обидчика. Кроме того, многих женщин останавливает страх "лишить детей отца", ведь определенная помощь от мужчины, который совершает насилие, все же существует.

"Иногда пострадавший просто оправдывает свою неспособность выйти из цикла насилия. А у детей, к сожалению, никто не спрашивает, хотят ли они иметь отцом обидчика. Хотя это было бы важно. Насилие, свидетелями которого становятся дети, безусловно, влияет на их восприятие мира, формируя искаженное представление о 'норме' в семейных и партнерских отношениях", — отмечает эксперт.

Осуждение пострадавшей/-го (виктимблейминг)

В нашем обществе до сих пор существует деструктивная привычка осуждать пострадавших. Это проявляется в том, что человека обвиняют в том, что он спровоцировал насильственные действия — своим внешним видом, манерой общения или любыми другими проявлениями. Часто такие обвинения касаются пострадавших от сексуального насилия.

"Когда я работала в социальной службе, я была свидетелем того, как изнасилованную женщину обвиняла мать подозреваемого. Якобы, она была вызывающе одета и находилась в состоянии алкогольного опьянения. Чтобы продемонстрировать абсурдность этого мнения, я спросила женщину, сколько раз в жизни ей приходило в голову заставить девушек в коротких юбках, которые пили алкоголь, заняться интимными отношениями. Ни один человек сознательно не провоцирует насилие — никто не хочет, чтобы его избили, изнасиловали или убили", — подчеркивает психолог. Она добавляет, что в случае насилия поведение пострадавшей/-го не имеет значения.

Опасна роль мизогинии (пренебрежительное, предвзятое отношение к женщинам), которая до сих пор присутствует в обществе — в отношении женщин применяют предвзятые суждения, которые никогда бы не "примеряли" на мужчин.

Насилие становится "нормой"

Как объясняет психолог, когда человек стремится к большему, чем имеет, ему необходимо выйти из своей "зоны комфорта". Однако это не всегда означает, что эта "зона" является чем-то положительным. Часто это знакомое и предсказуемое состояние, в котором человек готов продолжать терпеть проблемы, неудобства или даже боль ради ощущения мнимой стабильности.

"У пострадавших 'зона комфорта' — это насилие. Чтобы покинуть эту деструктивную границу, нужно предпринять много сложных шагов. Защитные механизмы психики срабатывают очень сильно — человек панически боится изменений, ведь не может предсказать обстоятельства, не уверен, изменится ли его жизнь, если он обратится за помощью, сможет ли он справиться самостоятельно. Поэтому многие остаются в ситуации насилия, которая знакома и предсказуема", — объясняет Надточий.

Нехватка информации

Множество пострадавших не знают, куда можно обратиться за помощью, и возможно ли вообще обратиться с такими запросами. С неустойчивой, искаженной самооценкой люди, страдающие от насилия, часто обесценивают свои проблемы.

ІІ. ДВА ВАЖНЫХ ШАГА ДЛЯ ВЫХОДА ИЗ НАСИЛЬСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

По словам психолога, чтобы выйти из "круга насилия", пострадавший должен осознать саму проблему. Часто маркером насилия может служить неспособность сказать "нет".

"Когда человек чувствует, что он не может отказать, когда ему навязывают определенные эмоции и вину, но ничего с этим не делает, его самоценность и самооценка начинают падать", — перечисляет Надточий. Она также советует обратить внимание на то, что человек, находящийся в насилии, часто оправдывает обидчика и обвиняет себя, думая: 'может, я не такая уж и хорошая', 'может, я и заслуживаю такого отношения'.

"Человек понимает, что есть проблема, но страх и сомнения останавливают его от выхода из этого цикла насилия", — объясняет психолог.

Надточий отмечает, что когда человек уже осознает, что попал в "круг насилия", ему нужно объяснить причины и механизмы формирования барьеров (страха, зависимости), которые мешают ему освободиться.

"И о самоо