Агентство оборонных закупок (АОЗ) с 15 сентября по 29 октября 2024 года доставило на фронт 4460 БпЛА Mavic. Из них 2450 единиц — Mavic 3T и 2010 единиц – Mavic 3Е. Эти аппараты были оперативно законтрактованы АОЗ вместо тех, закупка которых была сорвана из-за недобросовестных поставщиков.
Данная информация была предоставлена АОЗ в ответ на запрос издания "Телеграф", касающийся распространенной в сентябре информации о том, что украинские силы обороны не получили беспилотные летательные аппараты в августе-сентябре 2024 года.
В АОЗ пояснили, что срывы поставок были вызваны действиями двух украинских компаний и одного зарубежного контрагента, которые ранее прошли формальную проверку на надежность.
"Компании, с которыми были заключены контракты, прошли квалификацию, так как подтвердили наличие опыта выполнения аналогичных контрактов и выиграли тендеры с наиболее выгодными предложениями. Поэтому, в соответствии с тендерным законодательством, мы были обязаны заключить контракты с этими компаниями", — указывается в ответе Агентства оборонных закупок.
Согласно данным АОЗ, одна из украинских компаний подписала контракты с Агентством на поставку 600 единиц БпЛА с сроком до 30.06.2024, из которых было поставлено 521 единица с задержкой. Из еще 350 единиц "мавиков", законтрактованных с этой компанией со сроком поставки до 15.08.2024, на 05.11.2024 не было поставлено ни одного БПЛА.
"В то же время еще одна украинская компания, с которой Агентство заключило контракт на 400 единиц БпЛА по состоянию на 05.11.2024 не поставила ни одной единицы товара и отказалась от выполнения контракта. Агентство заключило три государственных контракта на поставку 600 единиц БпЛА с иностранной компанией. По состоянию на 05.11.2024 не было поставлено ни одной единицы товара", — сообщается в ответе на запрос "Телеграфа".
Согласно ответу АОЗ, правительством Украины было принято решение о выделении дополнительных средств на закупку БПЛА.
"С использованием этих средств с 15.09.2024 по 29.10.2024 было поставлено 2450 единиц Mavic 3T и 2010 единиц Mavic 3Е. Часть таких контрактов предусматривала сжатые сроки поставки. Учитывая неотложные потребности Вооруженных Сил Украины, Агентство законтрактовало часть БпЛА напрямую, заключив договор о закупке без проведения открытых торгов и/или использования электронного каталога для закупки товара, с условием наложенного платежа за поставленный товар. Эти контракты были заключены с проверенными и добросовестными поставщиками, которые уже зарекомендовали себя в предыдущем сотрудничестве", — подчеркивают в Агентстве оборонных закупок.
Тем не менее, компаниям, виновным в срыве оборонных поставок, хотя они еще не получили средства (так как, по данным АОЗ, "все закупки происходят на условиях 100% наложенных платежей"), все же придется выплатить пеню в соответствии со стоимостью контрактов.
"В соответствии с условиями контракта определено, что в случае невыполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по Контракту Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством и условиями Контракта. За задержку поставки предусмотрены штрафные санкции, в частности пеня в размере 0,1% от стоимости непоставленного товара за каждый день просрочки и дополнительно 7% при задержке более 30 дней. Агентство проводит претензионно-исковую работу в отношении контрагентов, которые не выполняют или ненадлежаще исполняют свои обязательства по Контракту", — отмечается в ответе Агентства.
Возможными причинами срыва контрактов в АОЗ считают переоценку контрагентами своих возможностей и ситуацию в КНР.
"Среди возможных причин срыва поставок, по нашему мнению, могут быть чрезмерные обязательства, которые компании (контрагенты) взяли на себя и не оценили адекватно свои возможности. Также сложные цепи поставок товаров (комплектующих) и санкции Китайской Народной Республики по экспорту БПЛА могут затруднять выполнение договорных обязательств", — подчеркивают в АОЗ.
Следует отметить, что в Агентстве не ответили на вопрос "Телеграфа" о возможном умысле в данной ситуации и участии правоохранительных органов в расследовании причин срыва поставок.
Напомним, что в середине сентября в социальных сетях и СМИ появилась информация о том, что с 16 августа по 16 сентября ВСУ получили от Минобороны всего 50 БпЛА Mavic. Блогер и ветеран Юрий Гудыменко, который, в частности, распространил эту информацию, логически задал АОЗ вопрос, как это могло произойти и кто за это должен отвечать.
Ранее "Телеграф" рассказывал, что командир роты беспилотников развенчал распространенный миф об операторах дронов.