суббота14 декабря 2024
segodnya.org.ua

Что важно знать родителям: влияние войны и оккупации на психическое здоровье детей.

Эксперт рассказала о ключевых аспектах психологической поддержки детей, столкнувшихся с оккупацией, а также о главных проблемах и подходах к восстановлению психического здоровья детей разных возрастных групп после пережитого травматического опыта.
Что важно знать родителям: влияние войны и оккупации на психическое здоровье детей.

Оккупация — это аспект войны, с которым сталкиваются и продолжают сталкиваться многие украинцы. Этот опыт нелегко пережить взрослым, а детям тем более. Жизнь детей на оккупированных территориях практически лишена признаков счастливого детства. Им приходится адаптироваться к условиям, которые оставляют глубокий след в их психике, влияя на их развитие и формирование личности. Как можно оказать этим детям необходимую психологическую помощь? Как вернуть им стабильность и помочь адаптироваться к жизни после оккупации?

УННОО "сообщества самопомощи", профессиональной психологиней Мартой Пивоваренко о влиянии оккупации на детскую психику, процессе адаптации к жизни после оккупации, чувстве вины у детей и последствиях допросов.

Как в целом оккупация влияет на психическое состояние ребенка?

Период оккупации является крайне тяжелым опытом по нескольким причинам. Во-первых, это истощение. Оккупация подразумевает ограниченный доступ ко всему, что удовлетворяет наши базовые потребности. Мы знаем о периоде окружения Черниговской области, когда люди голодали. Это значительно сильнее сказывается на детях, чем на взрослых, поскольку развитие ребенка зависит от должной заботы. В ранние годы происходит очень быстрое развитие, и чем младше ребенок, тем больше физические параметры, такие как еда, вода и гигиена, влияют на его развитие или регресс. Даже не учитывая риск насилия, бытовые условия уже увеличивают психологические последствия для ребенка.

Таким образом, оккупация, помимо всего вышеперечисленного, невозможности учиться, перерыва в развитии и ощущения безнадежности будущего, вызывает серьезные психологические последствия. У детей психологические ресурсы гораздо меньше, чем у взрослых, и они сильно зависят от взрослых и их состояния. Потеря основного опекуна, то есть матери или отца, также будет сильно влиять на ребенка. Однако для каждого возраста существует своя проблематика переживания этого периода. Подростки более подвижны и могут, даже после утраты близких, пытаться бежать, например, из концентрационных лагерей. Младшие дети, конечно, не способны на это, и поэтому они подвергаются большему риску насилия, из-за своей зависимости от взрослых.

Каковы последствия пережитого опыта?

Ребенок может проявлять регрессивное поведение, ухудшение мыслительного процесса и отставание в обучении. Возможны проблемы с концентрацией внимания, памятью, а также прекращение речи. Ребенок может вернуться на более ранний уровень развития, например, начать писаться в постель или сосать палец. В более старшем возрасте могут наблюдаться возвращения к базовым методам успокоения. Дети серьезно переживают оккупацию, и наше общество часто воспринимает их как маленьких взрослых, хотя их реакции будут значительно быстрее. Дети хуже реагируют на негативные условия роста и насилие. Природа наделила детей лучшим уровнем восстановления, и они могут восстанавливаться на 50% быстрее, если им предоставляется хорошая забота и положительная социальная среда.

Сейчас есть популярное мнение о том, что украинские дети из-за войны быстро повзрослели. Согласны ли вы с этим, и как это отражается на психологическом уровне?

Психологически ребенок, сталкивающийся с необходимостью заботиться о себе, вынужден повзрослеть, что влияет на его выживание. Потеря близких или развод с членами семьи также провоцирует необходимость вести себя как взрослый. Однако это не касается очень маленьких детей. Когда мы говорим о быстром взрослении, мы имеем в виду детей в возрасте от шести до восемнадцати лет. Чаще дети будут развивать регресс, то есть проявлять себя как младшие по возрасту, но обстоятельства, связанные с необходимостью заботиться о младших братьях и сестрах, будут стимулировать их вести себя как взрослые, особенно если это подчеркивается отцом. Отец может говорить своему сыну, что теперь он самый взрослый. Это связано с профессиональным поведением, которое чаще свойственно взрослым мужчинам.

Дети быстрее восстанавливаются после травм, чем взрослые? Как это работает?

Скорость восстановления зависит от естественной резилиентности (психическое состояние, при котором травматические события легче переживаются) детей, что означает, что они восстанавливаются быстрее. Однако дети также могут развивать проблемы с психическим здоровьем, такие как депрессия или посттравматическое стрессовое расстройство. Если им оказывается соответствующая помощь, они восстанавливаются быстрее, чем взрослые. Когда взрослому может потребоваться полгода, ребенку может понадобиться всего 3-4 месяца для восстановления. Проблема в том, что дети не всегда осознают, что это было насилие. Осознание, особенно сексуального насилия, может прийти не сразу и проявиться позже, в подростковом возрасте, когда они начинают понимать, что произошло ранее. Это приводит к капсулированию тяжелого опыта насилия.

Память также может стирать воспоминания о пережитом, так как дети более склонны к забыванию. Мы видим это, когда после 20 минут на похоронах, например, ребенок отвлекается на что-то другое: бегает, играет, шумит. Это связано с нервной системой детей, которые не могут долго удерживать внимание и нуждаются в смене деятельности. Основная часть их жизни — это игра. Поэтому естественно, что они отвлекаются с помощью игры, чтобы не думать о тяжелых мыслях, связанных с утратой. Осознание таких понятий, как смерть и насилие, приходит к детям с возрастом, а лобная кора формируется до 25 лет, поэтому у детей есть другие потребности для улучшения их восстановления.

Какие первые признаки того, что ребенка нужно привести к психологу?

Первым сигналом являются физические реакции, например, если ребенок галлюцинирует, страдает от интенсивной рвоты, постоянной тошноты или хронической головной боли. Такие физические реакции указывают на проблемы, и необходимо найти их причину. Для большинства родителей это сигнал сразу обратиться к врачу. Менее очевидным является изменение поведения ребенка, поскольку мы надеемся, что это пройдет само собой. Изменение поведения — наиболее четкий показатель того, что у ребенка происходит психологический процесс, который он не может преодолеть самостоятельно. Это может проявляться в том, что раньше радостный и общительный ребенок начинает изолироваться, становится более плаксивым, и не чувствует облегчения после слез. Если типичная разрядка, такая как слезы или смех, не приносит облегчения — это плохой признак. Также важны изменения в режиме сна: если ребенок спит значительно меньше или больше, или постоянно просыпается — это также сигнал обратиться к специалисту и выяснить причину.

Нужна ли психологическая помощь всем детям, пережившим оккупацию?

Нет, не всем. Помощь потребуется, если наблюдаются четкие, устойчивые изменения в поведении ребенка. Если его поведение всегда было, например, мечтательным или минорным, то в этом нет ничего особенного. Однако резкие изменения могут свидетельствовать о необходимости помощи. В процентном соотношении это зависит от продолжительности нагрузки. Оккупация в течение трех дней — это значительно меньше, чем девять месяцев, как в Херсонской области. Интенсивность психологической нагрузки, как, например, в Буче, где до сих пор можно услышать о травматическом опыте, также влияет на общее состояние детской аудитории. Частично это зависит от предыдущего опыта: если у ребенка были проблемы до оккупации, то после они могут усугубиться. Чаще всего дети, которые уже имели проблемы со здоровьем или в общении, будут в более сложном состоянии.

Насколько важна роль школы или детского сада в адаптации к жизни после оккупации?

Важно как можно быстрее вернуть ребенка в школу или детсад. Рутинные занятия играют ключевую роль в стабилизации состояния ребенка. Есть три базовые потребности всех детей. Первая — это потребность в безопасности. Это понятно, и именно поэтому родители часто не отдают детей в школы и садики на оккупированных территориях, опасаясь, что они менее безопасны. Однако для ребенка рутина является важной частью восстановления. Ребенок, который посещает школу, будет психологически более стабильным, чем тот, кто занимается онлайн или вообще не учится. Если нет возможности вернуть ребенка в школу, создайте