пятница13 декабря 2024
segodnya.org.ua

НАБУ расследует нового министра агрополитики: кто может получить выгоду от этого дела?

НАБУ инициировало проверку квартиры, стоимостью 17,7 млн грн, в которой проживает министр агрополитики Виталий Коваль. Это третий министр агрополитики, который оказался под расследованием антикоррупционного бюро.
НАБУ расследует нового министра агрополитики: кто может получить выгоду от этого дела?

Национальное антикоррупционное бюро Украины начало расследование в отношении министра аграрной политики Виталия Коваля после появления в СМИ информации о том, что он проживает в квартире стоимостью 17,7 миллиона гривен, зарегистрированной на его тещу-пенсионерку. Об этом сообщает "Слідство.інфо", ссылаясь на УНН.

Детали

Журналисты 23 сентября опубликовали расследование, в котором утверждается, что министр агрополитики Виталий Коваль проживает в квартире площадью 170 квадратных метров в престижном жилом комплексе. По их информации, квартира принадлежит его теще — 69-летней пенсионерке, у которой, вероятно, не было официальных доходов для её приобретения. Ориентировочная стоимость жилья составляет 17,7 миллиона гривен.

В НАБУ сообщили о том, что "принимаются меры по выявлению необоснованных активов и сбору доказательств их необоснованности".

Тем не менее, неясно, почему данным вопросом занимается НАБУ, а не Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции (НАПК).

Виталий Коваль был назначен на пост министра аграрной политики и продовольствия 5 сентября 2024 года. Ранее он в течение четырех лет возглавлял Ровенскую областную администрацию, а затем почти год управлял Фондом госимущества. Однако НАБУ заинтересовалось им только после его назначения на должность министра агрополитики.

Перед назначением Коваля обязанности министра агрополитики исполнял Тарас Высоцкий, а до него пост занимал Николай Сольский.

Примечательно, что оба они также фигурируют в уголовных делах, которые расследует НАБУ.

Высоцкого подозревают в причастности к злоупотреблениям при двух закупках макарон в начале полномасштабного вторжения. А Сольского — в организации завладения земель Национальной аграрной академии в Сумской области для передачи их военным АТО, однако это произошло еще в 2017 году, то есть задолго до его назначения на пост министра.

Оба дела выглядят довольно сомнительно при анализе доказательной базы. Так, НАБУ в августе вообще приостановило расследование уголовного дела против Высоцкого.

Дело против Сольского детективы продолжают расследовать, хотя оно длится уже более 5 лет — с 2019 года.

По версии НАБУ, земли, которые Сольский как адвокат помог получить участникам АТО, якобы находились в пользовании госпредприятий НААН ("Искра" и "Надежда"), и поэтому не могли быть переданы АТОвцам. В своих аргументах, хотя детективы и прокуроры ссылаются на копию Государственного акта, выданного артели Сталина, где перечеркнуто "артель Сталина" и шариковой ручкой дописано "Искра", они сами же скептически относятся к таким доказательствам.

Оригинал этого документа вообще не был найден ни в ни одном государственном органе — ни в НААН, ни в Институте сельского хозяйства Северного Востока, ни в Госгеокадастре, ни в Роменской государственной райадминистрации Сумской области (где располагаются спорные земли).

Более того, Верховный суд и судебные экспертизы уже опровергли версию антикоррупционеров о том, что эти земли действительно имеют отношение к НААН.

В то же время экспертизу, которую заказало НАБУ по этому делу, детективы пытались скрыть и аннулировать. Есть вероятность, что она могла свидетельствовать о невиновности Сольского.

Почему детективы НАБУ решили объявить о подозрении тогда еще действующему министру агрополитики Николаю Сольскому только в мае этого года, фактически через 5 лет после начала следствия, доподлинно не известно, однако эксперты отмечают в этом деле признаки политического преследования.

В последнее время все чаще звучат заявления о потере независимости антикоррупционных органов в Украине. В том числе, об этом недавно заявлял уволенный первый заместитель директора бюро Гизо Углава. Он неоднократно намекал на то, что решения в НАБУ принимаются под влиянием внешних факторов, а не на основании закона.

Такое же мнение выражают и адвокаты, которые также заявляли, что реальная цель антикоррупционеров изменилась с борьбы с коррупцией на давление на определенных государственных служащих для достижения "внешних" целей.

Не исключено, что в случаях "преследования" министров агрополитики НАБУ на самом деле может выполнять указания международных партнеров, которые финансируют фактически отдельный силовой блок в Украине. Почему это нужно западным партнерам? Есть несколько вероятных объяснений:

  • Зерновой коридор. С помощью преследования бывших министров агрополитики можно "давить" на новых министров для принятия решений по экспорту зерна, квотам или сотрудничеству с нужными иностранными компаниями.
  • Открытие рынка земли. Международные компании могут иметь свои интересы по приватизации земельных участков в Украине, и соответственно, министр агрополитики нужен для влияния на "необходимые решения".
  • Конкуренция кандидатов на пост министра от международных партнеров. В настоящее время назначение контролируется в основном украинской властью, однако международные партнеры стали активно конкурировать за высокие должности.

Таким образом, хотя преследование министров может выглядеть как попытка борьбы с коррупцией, на самом деле это может быть внутренняя борьба за влияние, а также геополитические и экономические интересы международных структур.

До сих пор, например, неясно, почему дело Сольского активизировалось одновременно с переговорами с поляками. И почему накануне достижения соглашения с поляками НАБУ объявляет подозрение, а поляки по формальным причинам выходят из переговоров, оставляя ситуацию "подвешенной" до сих пор. Некоторые участники рынка предполагают, что детективы НАБУ умышленно поддержали поляков.

Кстати, в декабре завершаются разумные сроки следствия по делу Сольского, а убедительных доказательств его вины до сих пор нет.