воскресенье23 февраля 2025
segodnya.org.ua

"Новая украинская экономика за границей": почему все меньше украинцев стремятся вернуться на родину и как с этим можно справиться.

90% "беженцев" покинули безопасные районы Украины.
"Новая украинская экономика за границей": почему все меньше украинцев стремятся вернуться на родину и как с этим можно справиться.

В начале масштабного вторжения многие украинцы уезжали за границу в неопределенность. Позже стали появляться мысли: "Переждем, а потом вернемся". Однако прошло три года, и многие уже не уверены, хотят ли возвращаться. Более того, процесс выезда украинцев за границу продолжается и по сей день.

Семь миллионов – именно столько наших сограждан в статусе беженцев сейчас пытаются наладить новую жизнь в различных уголках мира.

Как Украина справится с эмиграцией населения, когда заработная плата в соседних странах значительно выше? Какие страны не захотят отпускать украинских мигрантов? Станет ли мир сигналом для возвращения или, наоборот, вызовет новую волну эмиграции?

Об этом и многом другом "Телеграф" спросил у доктора экономических наук, специалиста по миграционной политике и финансовым программам для мигрантов и диаспоры Андрея Гайдуцкого.

"Желание уехать — не то же самое, что фактический отъезд"

— Начнем с того, что чем дольше украинцы живут за границей, тем сложнее их вернуть. Многие уже "прижились", нашли работу, жилье, их дети учатся в местных школах. Существует ощущение, что мы немного опоздали с их возвращением. На ваш взгляд, так ли это, или говорить о том, что Украина потеряла этих людей навсегда — еще рано?

— В дипломатии есть выражение: "Никогда не говори никогда". Поэтому я уверен, что связь с каждым украинцем у нас сохраняется. Мы можем приглашать их вернуться, разрабатывать программы для их возвращения. И наступит момент, когда каждому из них будет интересно снова приехать в Украину. Конечно, сейчас период, когда люди возвращаются, но не остаются.

К сожалению, большинство снова уезжает за границу, и на это есть четыре ключевые причины: обучение, работа, накопление средств и финансовых активов, а также новые связи и контакты.

Как только человек достигает одной или всех этих целей, его желание возвратиться на родину значительно возрастает. Это явление называется миграционным циклом, который обычно длится около 15 лет.

Чем быстрее человек достигает своих целей за границей, тем быстрее он будет готов вернуться.

— Если говорить о цифрах, сколько из 7 миллионов украинских беженцев, которые сейчас находятся за границей, действительно могут вернуться?

— У этих людей разные цели. Если речь идет о школьниках, то в зависимости от их возраста они уехали на обучение на срок от трех до десяти лет. Получение опыта работы за границей может длиться от двух до пятнадцати лет, и на это будут влиять цели формирования финансовых сбережений, желание открыть бизнес на родине и так далее.

В общем, я считаю, что после завершения военного положения в Украину вернется примерно два миллиона человек. Это будут преимущественно украинцы постарше, которым сложно интегрироваться за границей, а также часть молодежи. В то же время, определенная часть граждан покинет Украину.

Недавнее исследование показало, что около 21% населения хотели бы уехать за границу. Однако такая статистика характерна и для других стран Европы и мира — многие хотят попробовать жить за пределами своего государства. Например, в Италии 17% населения хотели бы уехать за границу. Поэтому к этому следует относиться спокойно.

Желание уехать и фактический отъезд – это разные вещи. Поэтому я считаю, что после отмены военного положения баланс населения и рабочей силы сохранится на текущем уровне: часть людей вернется, часть уедет.

— Каков должен быть "идеальный пакет предложений" для уехавшего украинца? Это безопасность, выгодное жилье, бизнес-программы?

— Давайте рассмотрим зарубежный опыт, как это работает в странах, где власти десятилетиями занимаются своими гражданами, выезжающими за границу. Это такие страны как Филиппины, Индия, Пакистан, Шри-Ланка, Индонезия.

В этих странах высокая рождаемость и значительный избыток рабочей силы. Люди часто уезжают на заработки за границу. Но, как и в Украине, в этих странах периодически происходят кризисы, что еще больше ускоряет трудовую эмиграцию.

В Украине это война. На Филиппинах – частые землетрясения и цунами из-за расположения страны на островах. В Индии и Пакистане стихийные катаклизмы, связанные с наводнениями, смещением рек и так далее.

Поэтому там каждый год миллионы людей вынуждены перемещаться во избежание безработицы.

Что делает государство, видя, что эти люди месяцами не могут найти работу на родине? Оно предлагает им экосистему подготовки к работе за границей и содействие легальному трудоустройству. Такая экосистема включает, во-первых, курсы повышения квалификации по той специальности, с которой человек планирует работать за границей. Во-вторых, базовые курсы по основам языка страны, куда человек планирует уехать. В-третьих, ориентационный курс по особенностям культуры страны, куда человек уезжает, и основам защиты прав мигрантов в этой стране. В-четвертых, курс по финансовой грамотности и формированию сбережений на родине (ведь главная цель поездки — это заработок).

Параллельно правительства этих стран контролируют, чтобы миграция была легальной, чтобы уезжающий мигрант был защищен. То есть обеспечивают заключение официального контракта с работодателем за границей, страхование работника и наличие банковского счета на родине.

Как только человек начинает работать за границей, с ним поддерживают связь и поощряют переводить сбережения на родину. Их мотивируют вкладывать деньги не под матрац в чужой стране, а направлять их на банковские счета, страховые программы, пенсионные накопления в родной стране.

Это я рассказал вам идеальную программу поддержки мигрантов.

Фото специалист по миграционной политике и финансовым программам для мигрантов и диаспоры Андрей Гайдуцкий

Разница в доходах между Украиной и странами, куда едут украинцы, слишком велика. Например: между Украиной и Польшей – в 3 раза, между Украиной и Германией – в 7 раз, с Великобританией – в 8 раз, а с США – примерно в 10 раз.

Удержать людей невозможно, ведь даже повышение зарплат хотя бы до половины этого уровня приведет к закрытию большинства бизнесов в Украине. Поэтому необходимо вводить стратегии разумной трудовой миграции, как это делают другие страны.

"Более 90% беженцев — из Западной и Центральной Украины"

— Знаете, одним из плюсов Украины, который я бы хотела выделить, является то, что за последние годы мы действительно достигли значительного внедрения цифровых технологий. Многое можно сделать онлайн. И это выглядит гораздо проще, чем в европейских странах, с чем, собственно, столкнулись наши граждане, когда уехали. По вашему мнению, можем ли мы использовать эти достижения как конкурентное преимущество в борьбе за возвращение украинцев и, возможно, поощрять молодежь оставаться в Украине?

— Однозначно, мы должны это делать. Сегодня гораздо легче, чем 10-20 лет назад, доносить информацию до разных слоев населения за границей благодаря таргетированной рекламе. Это позволяет эффективно информировать украинцев о преимуществах, которые могла бы предложить Украина: возможности трудоустройства, выгодные условия хранения средств, страховые программы, возможности отдыха и так далее.

Однако ключевое преимущество цифровых технологий – это значительное удешевление стоимости перевода денег. Ведь миграция – это о деньгах.

92% всех мигрантов в мире – это действующие или будущие трудовые мигранты, и их ключевые цели связаны с зарабатыванием денег. Социальные мигранты, то есть беженцы, которые и за границей продолжают не работать, составляют всего 7-8%.

Если мы говорим об